На главную Найти Карта сайта
Вы здесь: Автопортал AVTOAS.RU ' Автотеория ' Управление автомобилем

Управление автомобилем





        Перед тем как уже “броситься” на встречу с автошколой, задумайтесь, а стоит ли вам становиться водителем, и сразу всплывает ответ: конечно стоит. Ведь так приятно, сесть в собственный автомобиль, завести мотор и разъезжать не только по улицам города, но и по всем городам нашей необъятной страны, а если очень захочется, то можно обкатить и всю Европу.
        Надо всегда помнить, что автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому и относиться к обучению необходимо со всей серьезностью. Дорога это не игра и не развлечение, только усердность, знания и внимательность сделают из вас достойного водителя.


Выбор автошколы:


       Сегодня без труда можно найти автошколу, которая находиться либо рядом с домом, либо с работой. Выбор велик, так же можно воспользоваться объявлениями в газете, Интернете, а что и самое простое просто списать номер телефона с мимо проезжающей учебной машины. Отличительная особенность современных учебных заведений это разница в сроке обучения и соответственно в цене. Это может завесить от места расположения автошколы, квалифицированных инструкторов, учебной материальной базы. Создаются учебные группы в количестве 15-20 кандидатов, занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность учебного часа по теории и практики составляет 45 мин. Учебный план включает в себя: правила дорожного движения, устройство и техническое обслуживание автомобиля, основы безопасности управления автомобилем, безопасность движения, первая медицинская помощь пострадавшим при дородно-транспортном происшествии.
       После теоретической части наступает время практики, занятия проходят на специализированных площадках, где отрабатываются основные упражнения. После приобретенного опыта, кандидат вместе в инструктором выезжают в город.
       Обучение заканчивается внутренним экзаменом по теоретическим предметам и практической части. Обучаемым, сдавшим экзамены, выдаются свидетельства установленного образца о прохождении обучения, которые представляются в ГИБДД перед сдачей экзаменов.
Для практических занятий предлагается несколько советов:

 

Комфортность в одежде приветствуется:


-в первую очередь обратимся к обуви, она должна быть мягкой и удобной, но на жесткой подошве;
-одежда должна быть мягкой и воздухопроницаемой, чтобы водитель не потел и не мерз;
-головной убор не должен сдавливать голову, а при яркой солнечной погоде приветствуются головные уборы с козырьками сильно выдвинутые вперед;
-на будующее, если водитель использует перчатки, то они должны быть кожаными, очень тонкими и иметь вырезы со стороны ладони.
       Кандидат полностью укомплектован и перед ним стоит автомобиль, комфортно одеться еще не означает то, что будет удобно во время поездки, поэтому следует отрегулировать положение сиденья водителя. Правильная посадка водителя в кабине обеспечивает наименьшую усталость, удобство пользования органами управления, приборами и хорошую видимость. Сев в автомобиль, нужно удобно разместиться, сиденье отрегулировать так, чтобы ноги можно было свободно поставить на педали, опереться на спинку, руки на рулевом колесе должны быть слегка согнуты в локтях.
Регулировка положения сиденья должна обеспечить:
-удобное положение рук, когда они лежат на верхней части рулевого колеса;
-положение спинки сиденья, при котором она не мешает вращению руками рулевого колеса;
-возможность свободного прохода ног при посадке и высадке;
-свободное без нарушения ход ног при работе педали сцепления, газа и тормоза.
      Для предупреждения последствий удара в автомобиле применяются ремни безопасности. Ремень должен растягиваться на определенную длину, увеличивая, таким образом, тормозной путь водителя и пассажиров. Ремень должен быть отрегулирован так, чтобы приняв правильную позу, водитель чувствовал тугое прилегание ремня, при этом ладонь правой руки водителя и левой руки пассажира на уровне груди должна проходить под пристегнутый ремень с натягом.
      Так же необходимо отрегулировать зеркала заднего вида. С помощью этого зеркала водитель видит дорогу позади автомобиля. Внутреннее зеркало регулируется путем вращения самого корпуса зеркала. Зеркало должно быть установлено так, чтобы водитель, не поворачивая головы, мог видеть пространство за автомобилем.


Перед тем как приступить к началу движения познакомим вас с основными органами управления:


- Руль - надо держать двумя руками, избегать управления одной рукой. Отрывать руку от руля следует только при необходимости, например, при перехвате руля на повороте, при переключении передач, при включении стеклоочистителей на ходу;
- Педаль сцепления - управляется левой ногой. При отпущенной педали диски в сцеплении замкнуты, при работающем двигателе и включенной передаче через сцепление передается крутящий момент от двигателя на ведущие колеса. При выжатой педали диски разомкнуты и связи двигателя с ведущими колесами нет, в этот момент включается нужная передача. Работает педаль сцепления следующим образом. Выжим педали производится полностью (до упора) и достаточно быстро. Отпускание педали сцепления производится плавно, как бы в два этапа:
                первый этап - при отпускании педали от положения низкого в положение среднего выбираются зазоры между дисками в сцеплении. Это движение производится достаточно быстро. Расстояние составляет примерно 1/3-1/2 от полного хода педали и зависит от правильности регулировки сцепления; 
                второй этап - при отпускании педали от положения среднего в положение высокое диски сцепления прижимаются друг к другу. Происходит передача крутящего момента. Это движение делается плавно с небольшой задержкой;
- Педаль тормоза управляется правой ногой. В отличие от педали сцепления педаль тормоза не может быть выжата до упора в пол. Упор педали мы почувствуем в промежуточном положении, когда тормозные колодки упрутся в тормозные барабаны или диски. Усилием нажатия на тормозную педаль определяется эффективность торможения. Чем меньше скорость движения автомобиля, тем меньшее усилие необходимо прикладывать к тормозной педали. В противном случае будет неприятный «кивок» автомобиля;
- Педаль акселератора управляется так же, как и педаль тормоза – правой ногой. Правая нога вполне справляется с двумя педалями. Нам нужно или движение (акселератор), или замедление (тормоз). Педаль акселератора работает в очень небольшом диапазоне. Режим работы плавный. Работающий двигатель при нажатии на педаль отреагирует увеличением оборотов;
- Рычаг управления коробкой передач управляется правой рукой. Рычаг устанавливается водителем в положение, соответствующее конкретной передаче. В нейтральном положении (передача не включена) рычаг имеет достаточно ощутимую свободу перемещения в поперечном направлении. При поперечном перемещении рычага мы выбираем, какую из передач включать. Включение передачи производится продольным перемещением рычага вперед или назад;
- Рычаг стояночного тормоза управляется правой рукой. При движении автомобиля рычаг должен быть полностью опущен вниз, что соответствует расторможенному состоянию задних колес. Стояночный тормоз снабжен храповым устройством, удерживающим рычаг в заторможенном положении (затянутом вверх). При затягивании рычага прослушиваются характерные щелчки срабатывания храпового устройства (их должно быть 3-4). Для отпускания (расторможения) рычага предусмотрена кнопка на его переднем конце. Чтобы кнопка легче поддалась нажатию, рычаг следует потянуть вверх, после чего нажать кнопку и опустить рычаг вниз.

 

Учимся трогаться:


         При трогании с места на ровном участке дороги водитель должен провести контрольный осмотр автомобиля; проверить нейтральное положение рычага коробки передач, выжать педаль сцепления, включить зажигание, произвести пуск двигателя, внимательно просмотреть дорогу на которую собираетесь выехать, включить поворотник. Резко выжать левой ногой педаль сцепления, левой рукой удерживать рулевое колесо, а правой перевести рычаг переключения передач в положение включения первой скорости. Осмотрев участок дороги, вы пришли к выводу что движение начать можно, тогда следует опустить рычаг стояночного тормоза вниз, правой ногой слегка нажать на педаль газа, левой ногой медленно и мягко опустить педаль сцепления. Начав движение водитель должен стремиться перейти на более высшую передачу на коротком участке дороги.
Последовательность применения передач в восходящем порядке:
-на первой передаче нажмите на педаль газа и увеличьте скорость до 15-20 км/ч;
-правую руку переводите на рычаг коробки передач;
-левой ногой до конца выжимаете педаль сцепления и плавно отпускаете педаль газа;
-резким, но плавным движением переводите рычаг переключения передач сначала в нейтрально положение, затем переключаетесь на вторую передачу;
-левой ногой отпустите педаль сцепления одновременно с нажатием медленно на педаль газа правой ногой;
-при движении на второй передачи нажмите на педаль газа и двигайтесь до увеличения скорости 30-35 км/ч;
-выжимаете резко до конца педаль сцепления и одновременно ослабляете педаль газа, ногу с педали газа не убираете;
-переводите рычаг коробки передач в нейтральное положение, слегка прижимаете рычаг вправо, легким резким движением правой руки переводите рычаг в положение третьей передачи;
-отпустите педаль сцепления с одновременным нажатием на педаль газа.
          При переходе с высшей на низшую передачу надо придерживаться следующей последовательности:
-правую руку переведите на рычаг переключения передач;
-выжмите резко на педаль сцепления, отпустите педаль газа и слегка нажимайте на педаль тормоза;
-переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение и переключитесь на более низшую передачу;
-плавно отпустите педаль сцепления;
-продолжайте торможение.
             Различают два вида торможения: экстренное и служебное торможение. Экстренное торможение, это торможение с максимально возможной интенсивностью. Его применяют в опасных ситуациях, оно связано с риском, но обойтись без него невозможно. Служебное торможение применяется гораздо чаще, это торможение когда водитель останавливает автомобиль на ранее намеченном месте.
Различают еще три способа торможения: резкое, прерывистое и ступенчатое. При резком торможении правую ногу быстро перенесите на педаль тормоза и сильно нажмите на нее, а после снижения скорости до минимального значения левой ногой резко нажмите на педаль сцепления, не допуская остановки двигателя. При прерывистом способе торможения вы сохраняете управляемость автомобиля. Периодически отпуская и нажимая на тормоза, как бы качаете педаль тормоза. При ступенчатом способе торможения надо сначала плавно нажать на педаль тормоза, при этом включаются стоп-сигналы, и водитель сзади имеет возможность предпринять ответные меры. Постепенно увеличивайте усилие на педаль тормоза. Повторно увеличивайте нажатие на педаль тормоза с усилением, превышающим прежнее нажатие. И так нажимайте и слегка отпускайте педаль тормоза, увеличивайте усилие после каждого раза. 
       Алгоритм торможения на определенном месте:
- следует посмотреть в зеркало дальнего вида на дорогу;
- убедиться, нет ли транспортных средств и пешеходов, которым следует уступить дорогу;
- включить указатель левого или правого поворота;
- убрать ногу с педали газа и перенести ее на педаль тормоза;
- принять соответственно вправо или влево;
- при необходимости слегка нажать на педаль тормоза, а затем усилить нажатие;
- непосредственно перед остановкой выжать до конца педаль сцепления;
- рычаг стояночного тормоза поднять вверх;
- выключить зажигание;
- перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, а потом на низшую передачу;
- снять ноги с педали сцепления и газа;
- выключить указатель поворота.
Половина дела сделана, кандидат умеет начинать движение, двигаться и тормозить.


Упражнения на маневренность движения: 


1. движение по прямой задним ходом:
-правую руку положить на спинку сиденья пассажира, повернуться назад и посмотреть через заднее и боковое стекло чтобы убедиться в безопасности перед началом движения;
-левую руку положить на рулевое колесо;
-выбрать наиболее удобное направление движения;
-руки возвратить в исходное положение;
-левой ногой до конца выжать сцепление;
-произвести запуск двигателя;
-правой ногой слегка нажать на педаль газа, почувствовав увеличение оборотов двигателя, отпустить педаль, но держать ногу на педали газа;
-правая рука на рычаге переключения передач, проверить нейтральную передачу, легким усилием включаем передачу заднего хода;
-левую руку положить на рулевое колесо;
-правой рукой отпустить стояночный тормоз и затем ее перенести на спинку пассажирского сиденья;
-повернуть вправо так, чтобы видеть все сзади:
-убедиться в безопасности перед началом движения;
-отпустить педаль сцепления до точки “схватывания сцепления”, левую ногу оставить на сцеплении, в готовности выжать сцепление, если автомобиль начнет дергаться;
-одновременно нажать на педаль газа;
-наблюдать за направлением движения автомобиля;
-левой рукой слегка вращать рулевое колесо в ту сторону, в которую вы хотите повернуть автомобиль.
2. постановка автомобиля в гараж передним и задним ходом из положения прямо:
-перед началом въезда, автомобиль должен стоять строго перпендикулярно гаражу;
-начать движение задним ходом из перпендикулярного положения;
-повернувшись направо и положив руку правую руку на сиденье пассажира, вращать левой рукой рулевое колесо вправо;
-двигаться с небольшой скоростью к правому краю коридора;
-при приближении к границе коридора начинать вращать рулевое колесо влево, и медленно двигаясь загонять автомобиль в бокс;
-из бокса на первой передаче начать движение прямо, до въезда в бокс автомобиль выровнять строго по оси движения и повернуть налево.
3. начало движения автомобиля на подъеме:
-из исходного положения выехать на подъем;
-остановиться на заранее помеченной линии у подъема;
-нажать на рабочий тормоз и держать автомобиль на подъеме;
-поднять рычаг стояночного тормоза вверх;
-снять ногу с педали тормоза;
-резко нажать на педаль сцепления, выключая его;
-включить первую передачу;
-медленно отпустить педаль сцепления;
-одновременно нажать на педаль газа;
-когда почувствуете момент включения сцепления, начинать отпускать стояночный тормоз;
-одновременно увеличивать нажатие на педаль газа;
-отпустить полностью вниз стояночный тормоз.
4. обгон:
-подать левый указатель поворота;
-плавно изменить направления движения, выехав на соседнюю полосу;
-увеличить скорость;
-на безопасной дистанции до обгоняемого автомобиля перестроиться в соседнюю полосу, выключить левый указатель поворота.


Заключение:


             Водительский навык – это способность водителя в процессе управления автомобилем выполнять отдельные действия автоматически без специально направленного внимания, но под контролем сознания.

         После прохождения обучения в автошколе кандидат должен знать:
-технически правильно эксплуатировать автомобиль;
-управлять автомобилем при различных дорожных ситуациях и природных условиях;
-соблюдать Правила дорожного движения, уверенно действовать в сложной дорожной обстановке и не допускать дорожно-транспортные происшествия;
-проверять техническое состояние автомобиля перед началом движения и проводить работы по техническому обслуживанию после приезда;
-определять и исправлять неисправности во время пути;
-оказывать самостоятельную помощь пострадавшим от дорожно-транспортного происшествия и соблюдать требования по их транспортировке;
-должен знать правила техники безопасности при техническом обслуживании автомобиля;
-знать правовые основы и ответственность за нарушение правил дорожного движения, порядка и правил эксплуатации автомобиля и загрязнения окружающей среды.







Время генерации страницы: 0.34590601921082 сек.

Регистрация на сайте
Логин
Пароль

Забыли пароль?